"RICH & FINE WINE magazine"

Search:

Статьи

Тема :Искусство.

СТЕКЛЯННАЯ РОСКОШЬ 6.04.1860 - 5.05.1945
СТЕКЛЯННАЯ   РОСКОШЬ  6.04.1860  -  5.05.1945
СТЕКЛЯННАЯ РОСКОШЬ
6.04.1860 - 5.05.1945


ЖИЗНЬ РЕНЕ ЛАЛИКА НАЧАЛАСЬ ДО ТОГО, КАК БЫЛА ИЗОБРЕТЕНА ПЕРВАЯ ЛАМПОЧКА, ЗАЗВОНИЛ ПЕРВЫЙ ТЕЛЕФОН, И ЛОШАДИ УСТУПИЛИ МЕСТО АВТОМОБИЛЯМ, А ЗАКОНЧИЛАСЬ ЗА ДВА МЕСЯЦА ДО НАЧАЛА АТОМНОЙ ЭРЫ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ РЕНЕ ЛАЛИК СМОГ ДОСТИЧЬ ТАКИХ ВЫСОТ, ЧТО ВПОРУ ПИСАТЬ ДВЕ РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ И ОБЕ О ВЕЛИКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ СМОГ К 40 ГОДАМ СТАТЬ ОДНИМ ИЗ ЗНАМЕНИТЕЙШИХ ЮВЕЛИРОВ ВО ВСЕМ МИРЕ, А В 65 ЛЕТ В РАЗГАР ЭПОХИ АР-ДЕКО ПРО-СЛАВИТЬСЯ, КАК ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ СТЕКЛОДУВ. ЗА ЧТО БЫ НИ БРАЛСЯ РЕНЕ, ВСЕ СТАНОВИЛОСЬ СЕНСАЦИЕЙ, И ЕСЛИ БЫ СУДЬБА ОСТАВИЛА ЕГО В РОДНЫХ КРАЯХ ЗАНИМАТЬСЯ ВИНОДЕЛИЕМ, ТО, НЕСОМНЕННО, СЕГОДНЯ ЛУЧШИЕ ВИННЫЕ БУТИКИ МИРА МОГЛИ БЫ ПОХВАСТАТЬСЯ ПЕРВОКЛАСС-НЫМ вином от LALIQUE. В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ 150 ЛЕТ со дня РОЖДЕНИЯ РЕНЕ ЛАЛИКА, НО ДО СИХ ПОР ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ЕГО ИМЕНИ, ТАК ЖЕ, КАК И СТЕКЛЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ МАРКИ, УХОДЯТ С АУКЦИОНОВ ПО БЕШЕНЫМ ЦЕНАМ.

Будущий ювелир, стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей своей эпохи, стилей арт нуво и арт деко Рене Жюль Лалик появился на свет 6 апреля 1860 года среди многочисленных виноградников в маленькой деревеньке под названием Аи, что в округе Марн - бывшей французской провинции Шампань. По некоторым данным предки Лалика были виноделами. Отец Рене занимался уличной торговлей и перевез семью в пригород Парижа, когда Рене не было и трех лет. Близость столицы казалась ему хорошей возможностью для улучшения благосостояния семьи.
В школе Тюрго учителя пророчили Рене огромные успехи в живописи, но смерть отца в 1876 году поставила его будущее под угрозу. 16-летний Рене стал перед выбором - отказаться от мечты и найти более прибыльное занятие или искать другой выход. «Выходом» стал известный в то время ювелир Луи Окок, который принял молодого Рене к себе в подмастерья. Таким образом, Рене смог продолжить обучение, обеспечивать семью и познавать секреты ювелирного мастерства. Однако, один из преподавателей Лалика известный скульптор Жюстен Лекьен пытался убедить Рене перестать «попусту тратить время» на ювелирные украшения, в то время как искусство живописи может стать его настоящим призванием и в 1878 году Лалик отправился в Лондон, чтобы ближайшие два года провести в Сауденхемском колледже искусств. Рене, совершенствуя навыки рисования, все больше отдавал предпочтение изображениям насекомых, зверей, птиц, деревьев и цветов. Хотя Лалик так и не стал настоящим художником, в дальнейшем изображения именно этих элементов живой природы стали его визитной карточкой.

Вернувшись в Париж, Лалик устроился проектировщиком в ювелирную мастерскую своего дальнего родственника Вюльера, где выполнял эскизы ювелирных украшений весьма именитых ювелиров того времени. В списке его клиентов значился все тот же Окок, Бушерон, Картье, Дестап, Пети и многие другие. Кстати, Бушерон в свое время отказался воплотить в жизнь эскиз Лалика с летящими ласточками, но, увидев готовое украшение, тут же его приобрел. Поначалу некоторые ювелиры боялись, что украшения Лалика отпугнут богатую клиентуру, привыкшую к роскоши и вычурности, но летящие бабочки Рене, его стрекозы и колосья пришлись публике по душе. Он предпочитал смелые формы и непривычные для того времени материалы, такие как перламутр и хрусталь. К хрусталю Лалик питал особую слабость. Существует легенда, объясняющая страсть Лалика к этому хрупкому материалу. В детстве Рене очень любил рисовать. Единственный предмет, который он так и не научился переносить на бумагу, это были облака. Лалик видел, как они меняются в зависимости от ветра и солнечного света, но так и не смог запечатлеть какой-либо определенный образ. Спустя годы, он все-таки нашел материал, который смог отразить всю красоту и изменчивость облаков, и это был хрусталь.

1884 год стал для Лалика первым «звездным» годом в его карьере. Рисунки и эскизы Рене впервые приняли участие в выставке прикладного искусства, проходившей в Лувре. После этого, один из его заказчиков предложил Рене стать полноправным партнером в новой фирме, так на свет появилась ювелирная марка Lalique&Varenne. К сожалению, просуществовала она не долго, и уже через год Жюль Дестап предложил Рене стать управляющим в его мастерской. Работа у Дестапа помогла Рене скопить достаточно денег, чтобы в 1886 году открыть собственную маленькую мастерскую и жениться на Мари-Луи Ламберт. Этот период можно назвать периодом первых экспериментов. Рене Лалик выполнял свои изделия не только из золота и драгоценных металлов, но и экспериментировал с перламутром, хрусталем, слоновой костью, кораллом, яшмой, ониксом и опалом. Последний, отличавшийся необыкновенной белизной и блеском, был любимым камнем мастера.

Сейчас использование этих камней кажется обычным делом, но тогда это был нонсенс и, несмотря на разговоры завистников, многочисленные заказы не заставили себя долго ждать. Рене Лалик не использовал драгоценные камни только из-за их стоимости. Бриллиант, жемчуг или золотая нить могли найти себе место в украшении, созданном Лаликом, только если этого требовала композиция. Поэтому украшения марки Lalique так ценны до сих - это не просто дорогие камни и металл, это произведения искусства.

Вплоть до 1889 года Рене не подписывал свои изделия, которые продавались в лавках других ювелиров. Но, открыв в 1890 году свой новый магазин на улице Терезы, Рене наконец-то показал миру марку ювелирных украшений Lalique. Через год в его мастерской трудились уже 30 человек, воплощая в жизнь все идеи Рене. В то время он познакомился со своей второй женой Августиной-Эллис Ледру, дочерью известного скульптора Огюста Ледру. Новый магазин, новая жена и новые эксперименты - Рене Лалик обращается к стеклу. Самый дешевый материал, он мог принимать любые формы, цвета, оттенки и фактуру. Обосновавшись в квартирке над своим новым магазином, Рене проводил все свободное время над созданием изделий из стекла.

«Я понимаю их, я бы вел себя также»
Рене Лалик о женской любви к ювелирным украшениям его марки

Первыми изделиями, выполненными Лаликом, стали изображения сатиров на стеклянной посуде, которые принесли ему новую награду и еще большее признание.

В 1892 году Эллис подарила Рене первую дочку Сюзанну, а Лалик продолжал упорно трудиться, создавая все новые и новые украшения. Это привело к тому, что к середине 90-х годов он стал заметной и влиятельной фигурой в мире ювелиров. Лалик был бы счастлив полностью переключить всю свою фантазию и мастерство на работу со стеклом, но основной доход и славу приносили именно ювелирные украшения, тем более, что заказчицами были уже не просто обычные женщины, а известные красавицы и модницы того времени - певица Эмма Кальве, поэтесса Рене Вивиан, Лилиан де Пужи, ну и, конечно же, Сара Бернар. Именно для нее Рене создавал знаменитые «ошейники» из перламутра, драгоценностей, керамики и металла. Она заказывала ему колье, браслеты, брошки и гребни для каждого спектакля. В них впервые Рене использовал мотив обнаженной женской фигуры, который затем неоднократно повторял в своих произведениях. Русская императрица Александра Федоровна также не могла устоять перед творениями Лалика. В Эрмитаже хранится не мало ее украшений, сделанных Лаликом. Лалик совершил переворот в декоративно-прикладном искусстве. Рене в своей работе начал ориентироваться не только на привилегированных клиентов, но и на широкие массы, создавая скромную бижутерию для всех.










«Народ -резервуар искусства. И поэтому надо приобщать его к искусству, вместо того, чтобы кормить ужасами, которые его развращают. Необходимо создавать доступные вещи, которые могут воспитать его вкус, популяризовать понятие эстетики»
Рене Лалик

В 1897 году щетки для волос, выполненные Лаликом из слоновой кости стали настоящей сенсацией на выставке в Париже. В том же году Рене был награжден Орденом Почетного Легиона за драгоценные украшения, которые он продемонстрировал на Всемирной выставке в Брюсселе. В 1900 году Всемирная выставка в Париже собрала рекордное количество посетителей. 50 000 человек пришло полюбоваться творениями Лалика. Рене продемонстрировал украшения не только из драгоценных камней и металлов, но и из бронзы, слоновой кости и стекла. К концу 1900 года Лалик был признан лучшим ювелиром и художником-декоратором своего времени, как публикой, так и другими мастерами. Рене сумел возвести ювелирное мастерство в ранг искусства. В том же году Эллис родила наследника великого мастера. Марку суждено было продолжить дело отца в будущем.

Через два года Рене впервые попробовал свои силы в создании более крупных изделий, чем ювелирная бижутерия или стеклянная ваза. Он принял участие в декорировании собственного дома в Париже. Рене не проектировал дом полностью, но создал уникальные дверные стеклянные панно, дизайн которых был выполнен в виде шишек и сосновых ветвей, которые продолжали «расти» на стенах. Не только множество зданий по всему миру могут похвастаться Лаликовским стеклом, пассажиры морских лайнеров «Париж», «Иль-де-Франс», и самого известного «Норманди» могли наслаж¬даться красотой изделий Лалика.

1904 год стал для Рене годом новых наград на Всемирной выставке в Сент Луисе, а также годом потерь - ушел из жизни Эмиль Галле, великий стеклодув того времени. Именно он в 1897 году назвал Рене Лалика «изобретателем современных ювелирных украшений, ювелиром нового времени». К сожалению, Эмиль не дожил до того, чтобы увидеть, каких успехов добьется Рене в работе со стеклом.

В 1905 году Лалик открыл магазин на Вандомской площади по соседству со знаменитым парфюмером Франсуа Коти. Как-то Франсуа по-соседски попросил Лалика разработать дизайн новой этикетки. Рене с радостью согласился, и уже через два года создал первый флакон для духов. В то время большая часть ароматической продукции продавалась в аптечных пузырьках. Знатные дамы дома переливали духи в красивые бутылочки с пульверизатором, обычные же леди не могли себе этого позволить. Тогда Рене и решил удешевить производство стеклянных флаконов. Он первый из стеклодувов применил технику отработанного воска при изготовлении стекла, которая до этого использовалась только для производства меди.

Эллис умерла в 1909 году Рене, лишившись своей музы, постепенно начал терять интерес к изготовлению ювелирных украшений и полностью переключился на стекло. Рене обзавелся третьей женой в 1915 году, которая родила ему еще двоих детей.

Когда Франсуа Коти создал новый цветочный аромат «Жакмино», он попросил Лалика изготовить флакон для этих духов. Рене, к тому времени набивший руку на стеклопроизводстве, с удовольствием согласился. Результат превзошел все ожидания. Даже сегодня мы можем встретить стеклянный флакон, из которого вырастает крышка в виде распустившегося бутона розы. Успех аромата был оглушительный, дешевизна и элегантность флакончика тому способствовали. С этого момента Коти и Лалик начали свое плодотворное сотрудничество. Следующим ароматом стал мужской одеколон «L'Effleurt», флакон для которого Лалик изготовил из хрусталя баккара, на котором вместо этикетки красовалась рельефная пластина из темного стекла с изображением юноши с цветами, а на массивной крышке флакона был изображен жук скарабей. Этот аромат также ждал большой успех. Следующими совместными работами Коти и Лалика стали ароматы «Cyclamen», «Ambre Antique», «Styx», «Chypre», для каждого из которых Рене придумывал совершенно новый уникальный дизайн флакона. Лалик создал для Коти 16 различных флаконов, но на этом их сотрудничество не ограничилось. Лалик разработал эскизы для украшения дома Коти в Нью-Йорке. Узорчатое лаликовское стекло до сих пор украшает это здание на Пятой Авеню.

Другие парфюмеры не могли простить Франсуа такой славы и стали заказывать у Лалика флаконы для своих ароматов. Клиентами Рене отныне были марки Roget&Gallet, Worth, Molinard, Guerlain, belong, Houbigant. По мере продолжения сотрудничества с ними Лалик задумался над расширением производства, ведь маленькая мастерская уже не могла вместить столько заказов. Если первые крупные партии флаконов изготавливались на стекольном заводе Ла Грае, то в 1909 году Рене арендовал небольшой стеклодувный завод в Комля-Виль, а в 1913 году выкупил его. Во время Первой Мировой войны Рене пришлось закрыть это предприятие, чтобы продолжить свою работу в городке Венжан-сюр-Моде в 1921 году. Именно там Рене Лалик разработал метод литья под давлением для производства стеклянных изделий. На производстве у Лалика трудились около 600 человек, которые помогали ему привносить декоративное искусство в жизнь простых людей, изготавливая пепельницы, посуду, вазы и многие предметы повседневного обихода, которые были наполнены красотой и элегантностью.

«До сих пор я не знал ни одного дизайнера украшений - и только что по-знакомился с первым»
Альфонс Фуке, ювелир о встрече с Рене Лаликом


Обзаведясь собственной фабрикой, Рене продолжал экспериментировать с технологией производства стекла. Он изобрел специальные формы из чугуна для отлива стекла, а также усовершенствовал искусственный хрусталь, придав ему более легкие и пластичные формы. Иногда он применял для производства флаконов цветное стекло, преимущественно для крышек, его любимыми цветами были глубокие оттенки синего, красного и зеленого. Необычное цветное стекло и стекло с цветной эмалью являются характерными чертами изделий марки Lalique, а рецепт знаменитого опалесцентного стекла до сих пор остается «секретом фирмы». По меньшей мере, 250 ароматов различных марок могут похвастаться флакончиками от Lalique. Самой необычной емкостью стал флакон, разработанный для духов «Le Baiser du Faune» марки Molinard. Темно-коричневая ароматическая жидкость заключена в прозрачный медальон, на котором изображена целующаяся пара.









Пожалуй, наиболее известными и узнаваемыми изделиями марки Lalique были вазы. Еще в 1897 году в мастерской Лалика появилась ваза, выполненная в форме огромной змеи, окаймляющей круглый сосуд. В дальнейшем Лалик использовал дутое стекло различных цветов и оттенков, а также технику цветного патинирования, сатинирования, литья под давлением с последующей обработкой для создания таких знаменитых ваз, как Формоза, Палестер, Лучники, Данаиды, Кузнечики (одна из самых подделываемых ваз марки Lalique), а также главная ваза Лалик, которая стала визитной карточкой марки, это конечно ваза Вакханки. С 1947 года, благодаря труду Марка Лалика ваза изготавливалась из хрусталя с сатинированием. В 2004 году была выпущена ограниченная серия из 999 экземпляров из чёрного хрусталя, а в 2007 году- из янтарного хрусталя. В течение 30 лет дизайн ваз менялся от изображения природного мира на стандартных круглых емкостях до смелых арт-идей и геометрических конструкций. На сегодняшний день стоимость каждой вазы Лалик в зависимости от цвета и размера варьируется от 2 000$ до 50 000$.

Пытаясь сделать, пусть даже из самой маленькой вещицы, красивый элемент декора, Лалик обратил свое внимание на «маскоты», фигурки на пробках автомобильных радиаторов. Первые фигурки Рене изготовил в 1925 году для Андре Ситроена в виде 5 лошадей, когда тот выпустил новый автомобиль модели 5CV. За 6 лет Лалик выпустил 29 различных эмблем, включая эксклюзивный подарок для принца Уэльского в виде борзой. Кроме этого Рене разработал специальную систему электропроводки, которая располагалась под решеткой радиатора, благодаря чему при движении фигурка начинала светиться. До сих пор фигурки для радиатора, выполненные Лаликом, представляют собой огромную ценность для коллекционеров. Иногда цена за самые редкие модели может достигнуть 200 000 $.

Рене также, как и другие дизайнеры и художники Алекс Морено, Давид Булан-же, Паскаль Морабито, Жан-Чарльз де Кастельбажак, создавал флаконы для знаменитых ламп Берже. Они изготавливались из знаменитого лиможского фарфора, обожжённого стекла, природного камня и древесины. Сначала их применяли исключительно в медицинских целях для дезинфекции палат госпиталей и больниц, сейчас же лампы Берже используют для ароматизации домов и офисов.

В период с 1900 по 1933 год Рене Лалик занимался изготовлением скульптур с помощью техники «cire perdue», так называемой техники «отработанного воска». Техникалитья по выплавляемым восковым моделям «cire perdue» является одним из старейших методов, используемых в создании бронзовых фигур. Сначала создавалась восковая репродукция оригинальной модели. После этого модель покрывалась керамикой в несколько слоев, путем погружения в ванну с раствором. Так как каждый слой должен хорошо высохнуть, прежде чем будет наложен следующий, между погружениями должно пройти несколько часов. После этого изделие отстаивалось в течение 24 часов, а затем выпекалось в печи при высокой температуре. На этой стадии воск выходил из модели, сгорая и испаряясь. Отсюда и название процесса - техника «отработанного воска». Полая керамическая оболочка заполнялась жидкой бронзой и изделие отставлялось в сторону до того момента, пока бронза не остынет и отвердеет. На этой стадии керамика, покрывающая бронзу, разбивалась, снимался налет, и поверхность полировалась. Изделия марки Lalique, созданные с помощью этого метода, очень редко можно встретить на выставках или в частных коллекциях, тем более в хорошем состоянии. Те, что появлялись на аукционах в последние 15 лет, имели значительный ущерб и приобретались исключительно из эстетической ценности и уникальности.

К 1925 году, участвуя в Парижской выставке прикладного искусства, Рене Лалик находился на пике своей славы. Выставленный Рене стеклянный фонтан «Les Sources de France» имел огромный успех на выставке. Лалик создал еще много фонтанов, как эксклюзивных для выставок, так и для использования в обычной жизни, такой как «Les Ronds-Points», установленный на Елисейских полях, и впоследствии демонтированный в связи с высокой стоимостью обслуживания.

«Никто не может назвать себя любителем искусства, не обладая хотя бы одной вещью, сделанной Рене Лалик»


В 1927 году Лалик принял участие в оформлении дома Джеймса Овьятта, дизайнера эксклюзивной мужской одежды. Дом готовился к постройке в Лос-Анжелесе, и изюминкой проекта должны были стать интерьеры, облицованные французским мрамором и более чем 30 тоннами Лаликовского стекла. Это стало самой большой партией художественного стекла, когда-либо переправленного через Панамский канал. Пентхаус получил неофициальное название «Замок в облаках». В 1978 году дом Овьятт был назван культурным памятником, а в 1983 году включен в Национальный Регистр исторических мест США. В 1927 году Лалик также занимался оформлением вагонов-ресторанов для знаменитого железнодорожного экспресса «Orient».

Эдмон Арокур, поэт
В 1929 году Рене декорировал отель «Peace» в Шанхае. В начале 30-х годов лаликовское цветное стекло появилось во многих церквях, включая церковь Св. Мэтью в Милбруке. Работа была закончена в 1934 году, после чего церковь стали звать не иначе как «стеклянная церковь». Для дворца японского принца Асаки Лалик изготовил стеклянные двери и люстры, которые до сих пор украшают это здание, в котором сейчас расположен музей.

Начало Второй Мировой войны положило конец производству Лаликовского стекла. Рене старался оградить завод в Венжане от войны, но не смог. Он как будто бы ждал сообщения о том, что завод освобожден от немецких захватчиков, а ценные формы для отливки стекла полностью сохранены, чтобы 5 мая 1945 года спокойно уйти из жизни. Рене Лалик был похоронен на парижском кладбище Ле Пер Лашез рядом со своей второй женой. На их могилах установлен один надгробный камень в виде распятия, который спроектировал сам Рене.

Сюзанна Лалик, не получив никакого специального образования, стала художницей и дизайнером, как и ее отец. Некоторые изделия марки Lalique были выполнены по ее эскизам. После смерти Рене, Марк стал во главе компании и начал работать под именем М.Lalique, а затем как Cristal Lalique. Он предпочитал работать с более дорогими металлами и отказался от стекла в пользу хрусталя. Марк унаследовал от отца страсть к парфюмерным флаконам. Когда после войны к нему обратился Роберт Риччи, сын известной модельерши и наследник одноименной марки с деловым предложением, которое не отличалось от того, что когда-то сделал его отцу Франсуа Коти, Марк с радостью согласился. Лалик-младший доказал, что унаследовал талант своего отца и создал прекрасный флакон для духов «L'air du Temps», украшенный воркующими голубками. Духи вошли в пятерку величайших классических парфюмерных творений и заняли почетное место среди известных ароматов «Shalimar», «Chanel N 5», «Arpege» и «Joy». Следующим ароматом стал «Femme», на создание которого Марка вдохновила актриса Мей Уест. Марк Лалик создал для своего друга всего 7 роскошных флаконов. Они стали коллекционной редкостью, так как каждая деталь изготавливалась вручную по традиционной технологии. После смерти Марка в 1977 году компанию возглавила его дочь Мари Клод Лалик. В 1980 году Мари продолжила дело отца и выпустила флакон для духов «Fleur de Fleur». При ней под маркой Lalique выпускались не только флаконы для духов, но и сами ароматы. Первый аромат, выпущенный в 1992 году, стал данью памяти знаменитым родственника Мари - деду и отцу. Аромат назвали «Lalique by Lalique». По традиции, каждый год эти духи «одевают» в новый флакон. Затем последовали ароматы «Nilang», «Claire de Nilange», «Lalique pour Homme».
В 1994 году Мари продала компанию французской фирме Pochet.

Сегодня марка Lalique является совместной собственностью швейцарской компании Art&Fragrance и парижской холдинговой компании Financiere Saint-Germain (FSG). Марка Lalique была выкуплена у компании Pochet за 44 млн. евро. Продукция марки Lalique продается по всему миру, выставляется на аукционах и пользуется спросом у большинства коллекционеров. Иногда отдельные изделия выпускаются ограниченными сериями из настоящего Лаликовского стекла. Флакончики для духов, ювелирные украшения, вазы, маскоты, пепельницы, тарелки, чашки, светильники, чернильницы, часы - от распродажи на EBay до Christies, от Токио до Парижа, от самых маленьких музеев до знаменитого музея Метрополитан в Нью-Йорке, марка Lalique постоянно изменяется в зависимости от модных тенденций и жизни в целом, но неизменным остается одно - красота, качество и смелость новых идей - фирменный стиль Lalique



предыдущая новость   краткий список новостей   следующая новость   
Другие новости по теме :

   МУЗЕЙ СОЛОМОНА ГУГГЕНХАЙМА  

  Все права защищены / all rights reserved Для размещения информации: info@rich-style.com
По вопросам рекламы: head@rich-style.com За содержание предоставленных материалов администрация проекта ответственности не несет.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции.
У тебя Cayenne - форекс для Тебя.
скачать скайп бесплатно на русском языке